Лазаре

Молодежное движение

Четверг, Ноябрь 17

           | 
Вы здесь: Грузия Новости Интервью Следует ли опасаться новых войн на Южном Кавказе?

Следует ли опасаться новых войн на Южном Кавказе?

E-mail Печать PDF

Россия строит и укрепляет свои военные базы на оккупированных грузинских территориях. Направляет на Северный Кавказ новую технику: «танки Т-90 с французскими тепловизорами, баллистические ракеты "Искандер-М" с дальностью более 300 км, ударные вертолеты Ми-28Н, модернизированные штурмовики Су-25СМ, бомбардировщики Су-34». Параллельно, последние несколько месяцев в СМИ участились статьи о возможном обострении ситуации на Южном Кавказе, конкретно, между Азербайджаном и Арменией. Насколько опасна ситуация на Кавказе? – на этот вопрос отвечает порталу "" Александр Гольц, известный российский военный эксперт, заместитель главного редактора интернет-издания «Ежедневный журнал».

- Россия все стягивает свои вооружения на Северном Кавказе, ваши же аналитики пишут, что там есть наступательные вооружения, например, танки Т-90 с французскими тепловизорами, баллистические ракеты "Искандер-М"...

- Какие баллистические ракеты, о чем вы, кто именно?

- Павел Фельгенгауэр, совсем недавно, в августе писал об этом.

– Я не обладаю информацией о том, что оперативно-тактические ракеты «Искандер-М» развертываются на Северном Кавказе. Если говорить о танках, то опять-таки, театр военных действий на Северном Кавказе показал, что не слишком пригоден для использования танков и российские военные это знают. Говорить о каком-то серьезном наращивании военной силы на Северном Кавказе - очевидное преувеличение.

- Недавно, в начале сентября несколько российских военных вертолетов появились в небе горной Грузии. Обычно подобные провокации вместе с другими предшествуют военным действиям, например, как в 2008 году.

- Для меня более или менее очевидно, что война в 2008 году была начата по приказу президента Грузии, господина Саакашвили. Другой вопрос, что Россия вела в отношении Грузии в высшей степени провокационную политику, но это не касалось военной части, а прежде всего легализации, скажем так, самопровозглашенных республик Южной Осетии и Абхазии. Какие-то полеты вертолетов, которые наверняка зафиксированы только грузинской стороной, не могут служить свидетельством, что готовиться новая война.

- Почему у вас такая уверенность, что Грузия начала войну в 2008?

- Очень просто. При возникновении этого вопроса, я посчитал: в 19 часов 7 августа, президент Саакашвили объявил о прекращении огня, но уже в 23 часа начался обстрел Цхинвали. Есть нормативы развертывания установок «Град» и танков, ни то, ни другое не перемещается с помощью мысли, т.е. для начала атаки в 23 часа надо было выдвинуться на передовую позицию. Хронометраж такой: требуется минимум 2 часа для того, чтобы вывести танки с Гори, чтоб они дошли до Цхинвали; 2 часа для того, чтобы развернуть батареи Града, взять целеуказание – на это все нужно времени.

Стало быть, более или менее очевидно, что ровно в тот момент, когда господин Саакашвили объявлял о прекращении огня, он отдавал приказ войскам начать оперативное развертывание и нанести удары по Цхинвали.

- Но ведь факт, что 2-3- августа в Цхинвали объявили эвакуацию населения и их вывозили автобусами, это было в российских СМИ; там же были российские войска с танковой армадой во главе с генералом Хрулевым ... они готовились к войне?

- Не люблю говорить в тоне гипотез. Еще раз – я не поклонник российской политики в отношении Грузии, она была в высшей степени провокативной, но господин Саакашвили на эту провокацию повелся. Я не собираюсь оправдывать позицию России, я просто вам говорю - инициатива начала боевых действий 8 августа 2008 принадлежала грузинской стороне, для меня это очевидная вещь.

- Вы исключаете, что Россия до конца доведет свою агрессивную политику в отношении Грузии?

-Такая задача совершенно не стоит. Будем откровенны, вся российская политика и первопричина таких провокационных действий в отношении Грузии была вызвана стремлением Грузии вступить в НАТО. На сегодняшний день этот вопрос закрыт, у Грузии нет никаких шансов вступить в этот альянс. Второе, в 2008 году Россия ощутила всю опасность международной изоляции, оказавшись в этой ситуации в результате войны, из которой, в силу многих разных причин, ей удалось выйти. Возвращаться в такую ситуацию во имя очень сомнительных результатов Россия вряд ли будет и новая война с Грузией ничего не принесет. Не думаю, что такое развитие событий возможно.

- Даже если президентом станет Путин?

- Неважно. Путин, как бы к нему не относиться, вполне рациональный политик, он ставит перед собой конкретную цель и достигает его определенным образом. Ничего положительного ни России, ни лично Путину новая война принести не может. Опять-таки, если руководство Грузии не решится на какую-то новую военную авантюру подобно той, что мы видели в августе 2008 года.

- В последнее время появилось много публикаций о том, что на Южном Кавказе, конкретно между Арменией и Азербайджаном, могут начаться военные действия из-за Карабаха.

- Думаю, перспективы возобновления военных действий нет, именно к этому Россия прилагает все усилия и если они возобновятся, Россия окажется в чрезвычайно сложном положении. Напомню, что летом прошлого года армянская дипломатия одержала очень серьезную победу, когда срок пребывания российской базы был продлен на 40 лет, и одновременно, Россия взяла на себя обязательство, обеспечить безопасность Армении не только по периметру бывших границ советского союза. Формально это означает, что Россия, в случае начала военных действий, должна оказать всю помощь Армении.

Понятно, что у России многосторонние, широкие связи с Азербайджаном и такая необходимость поставила бы Россию в чрезвычайно сложное положение. Поэтому, российская дипломатия, президент Медведев лично очень стараются, чтобы никакого военного конфликта не произошло.

- Есть мнение, что к 2014 году Россия должна покончить с конфликтными ситуациями, т.е. полностью снять напряженность на Южном Кавказе и...

- Не очень понимаю, как она сможет успеть к 2014 году? Как раз к этому времени, впервые, за последние 20 лет, перед Россией может возникнуть прямая военная угроза, которая исходит из Центральной Азии в результате вывода американских войск из Афганистана. Здесь мало кто сомневается, что этот радикальный ислам быстро перепрыгнет через Аму-Дарью и обернется конфликтами в бывших среднеазиатских республиках Советского Союза. При том, что у нас нет укрепленной границы между Россией и Казахстаном, через несколько месяцев это станет серьезной проблемой для безопасности России. Я не вижу прямой связи между 2014 годом и конфликтами на Северном и Южном Кавказе.

- Т.е. на Южном Кавказе останется все как есть и Россия главное внимание перенесет на Среднюю Азию?

- Россия уже сейчас переносит все внимание в то направление: вот сейчас начинаются военные учения «Центр-2011», где будут отрабатываться варианты обеспечения безопасности России в этом регионе. А Северокавказский военный округ считается воюющим округом, он пополняется военной техникой, но говорить о том, что военная техника скапливается для того, чтобы вести новую войну, глубоко неправильно.

- На оккупированных Россией грузинских территориях – в Абхазии и Южной Осетии строят российские военные базы, укрепляют и снабжают новой техникой. Для чего?

- Я ничего не знаю об укреплённости баз, но точно могу сказать, что вместо 4 000 военнослужащих, в каждом регионе конкретно находятся чуть более 1 000 солдат. Исходя из этого, можно сказать, что в случае какого-то конфликта эти базы могут обеспечить принятие войск, которые последуют из России. Не более.


(4 Голосов)
            

 

Материалы, опубликованные на сайте www.lazare.ru , не всегда совпадают с мнением редакции.

При использовании любого материала ссылка на сайт www.lazare.ru обязательна.