Интервью Trend с министром иностранных дел Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым.
- До последнего времени ощущалась активность в связи с разрешением армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ и особенно России. Однако после Сочинской встречи активность России в этом вопросе заметно спала. Каким Вы видите продолжение процесса, ожидающего долгие годы своего разрешения нагорно-карабахского конфликта?
- Активность в переговорном процессе снизилась в основном из-за летних отпусков. В рамках своей поездки в Нью-Йорк для участия в сессии ГА ООН я провел консультации с американским и российским сопредседателями Минской группы ОБСЕ с участием специального представителя действующего председателя ОБСЕ Анджея Каспшика. Главной целью консультаций была оценка ситуации и выяснение направления нашего дальнейшего движения. Мы понимаем, что проделана большая работа и в целом контуры определены. Сейчас идет работа над деталями.
С другой стороны, позиция Азербайджана известна. Пока не удается согласовать принципы, поэтому мы предлагаем начать работу над большим мирным соглашением при понимании и учете всех пока не согласованных деталей, существующих на сегодняшний день на переговорах.
В выступлении на сессии Генассамблеи ООН Азербайджаном были вновь озвучены параметры того, какими мы видим пути решения конфликта. Азербайджанская сторона привержена продолжению мирных переговоров, и мы понимаем, где существует проблема.
Мы также понимаем, что совместно с МГ ОБСЕ проделана огромная работа для того, что вычертить контуры, по которым в регион придут мир, стабильность и, что самое главное, предсказуемость, и мы готовы продолжать работать в этом направлении.
- Формат Минской группы, в которой на данный момент представлены сопредседатели из Франции, США и России, в целом доказывает свою неэффективность ввиду того, что переговоры продолжаются в течение десятилетий без видимых успехов. Не стоит ли обратиться к первоначальному формату Минской группы (11 стран) или же применить модель СБ ООН - 3 постоянных члена и два меняющихся каждый год? Возможно, новая комбинация вместо закостенелого клуба троих сможет дать новый импульс.
- Мы представляем, что карабахский конфликт очень сложный и деликатный, к тому же очень эмоциональный. Задача сопредседателей очень нелегкая, но когда в качестве посредников выступают три постоянных члена СБ ООН - США, РФ, Франция, то лучшего формата ждать не приходится.
Другой разговор - это подходы к урегулированию. Есть подход умиротворяющий, когда стороны приводят к тому, что они сами соглашаются с теми предложениями, которые им предлагаются. Второй вариант - это принуждение к миру, то есть ликвидация последствий вооруженной части конфликта с выходом на политическое решение по окончательному урегулированию. Но, как видите, и тот, и другой подход - поэтапный, к чему мы в итоге идем.
Надеемся, что сопредседатели будут продолжать усилия по мирному урегулированию конфликта. Нужно учесть, что много интересов сталкиваются на такой маленькой территории, как Южный Кавказ. Каждый раз появляются новые элементы, как, например, фактор газовых контрактов, которые, с одной стороны, помогают урегулированию, а с другой стороны, могут создать препятствия. Если трезво подходить к этому вопросу, то лучший формат - это сопредседатели МГ ОБСЕ с тремя постоянными членами СБ ООН, который должен, я бы даже сказал, обязан принести мир и стабильность в регион.
- Официальные лица Армении довольно часто заявляют, что Азербайджан должен согласиться с предложением международного сообщества, в соответствии с которым статус Нагорного Карабаха должен быть определен посредством юридически обязательного волеизъявления его народа, и призывают Азербайджан начать готовить свое общество к референдуму в Нагорном Карабахе. Азербайджан же всегда заявляет, что готов предоставить Нагорному Карабаху высокий статус автономии. Считаете ли Вы возможным придти к договоренности с Арменией в этом вопросе?
- Надо всегда стремиться достичь консенсуса. Конечно, консенсус не всегда бывает идеальным, всегда приходиться в чем-то уступить, чтобы где-то выиграть. Если мы говорим об определении статуса, то Азербайджан всегда говорил, что важно определить статус, который был ликвидирован в конце 1991 года решением парламента страны, и потому, что это серая зона на территории Азербайджана. И естественно, если он будет определяться демократическим путем, то азербайджанцы должны жить в Нагорном Карабахе, и там должны быть созданы все нормальные условия для жизни людей вне зависимости от их национальности. Когда будут созданы условия для нормального сосуществования людей, то, конечно, надо определяться. Но не под дулами автоматов, как в нынешних условиях.
Без сомнения, война - это ужасное бедствие. И мы видели это в регионе в 90-е годы и недавно, в 2008 году.
Военные действия несут колоссальные проблемы - и экономические, и социальные, и политические, и даже эмоциональные. Я считаю, что дипломатия должна играть большую роль, и в этом контексте надо использовать максимум аргументов, которые никто не сможет отвергнуть. А аргументы у Азербайджана сильные и справедливые, так как базируются на международном праве, и весь мир, вся международное сообщество поддерживают территориальную целостность и суверенитет Азербайджана.
Конечно, строительство армии в Азербайджане идет, армия - один из важнейших институтов государства, общества, и сильная армия создается в сильной стране, она нужна для укрепления суверенитета и независимости страны.
- Как Вы прокомментируете выступление президента Армении на сессии ГА ООН?
- За время своей дипломатической работы я не видел более неконструктивной позиции, логически очень трудно найти объяснение этому выступлению. Фраза типа "Армения кровью своих сыновей завоевала независимость Нагорного Карабаха" не поддается логике. С таким подходом никуда не пойти, так как в ответ можем заявить, что Азербайджан кровью своих сыновей восстановит собственную территориальную целостность и вернет оккупированные земли.
Выступление президента Армении было очень агрессивным и откровенным призывом к войне. Более того, заявление о самоопределении Нагорного Карабаха также не поддается никакой логике. Право на самоопределениев нарушении территориальной целостности так называемых метрополий, согласно уставу ООН, имеют колониальные народы и больше никто.
По Хельсинкскому заключительному акту, который определял миропорядок в Евразии, самоопределение не должно идти вопреки территориальной целостности стран.
Наконец, выгнав азербайджанское население из Карабаха, начинать говорить, что сейчас армяне будут самоопределяться - где логика? И говорить о демократии в Нагорном Карабахе - это абсурд. Изгнать всех азербайджанцев из Карабаха и говорить, что мы - строим демократию, верховенство закона, и сейчас мы будем самоопределяться, и весь мир пускай нас принимает такими, какие мы есть... не могу найти логического объяснения этой позиции Армении. Чистый популизм и желание вести в заблуждение международное сообщество. Одним словом, дорога в никуда.
- Азербайджан выдвинул свою кандидатуру в непостоянные члены Совета безопасности ООН, выборы пройдут в октябре. Каковы Ваши ожидания?
- Помимо Азербайджана, на одно место претендуют еще две страны - Словения и Венгрия. Конечно, остальные кандидаты - это члены ЕС, и они имеют соответствующую поддержку от стран ЕС. Но в любом случае, мы чувствуем поддержку государств Движения неприсоединения, Организации исламского сотрудничества, то есть, эти страны - традиционные союзники Азербайджана.
В рамках участия в сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке я провел максимальное количество встреч с главами делегаций, и на всех встречах страны - наши партнеры, особенно из этих двух групп, выражали нам поддержку. Давайте дождемся дня выборов.
Азербайджан достоин участвовать в работе Совета безопасности, мы считаем, что за двадцать лет проделали большой путь, достигли больших и серьезных успехов. Азербайджан за последние годы, несмотря на наличие около миллиона беженцев и вынужденных переселенцев, изгнанных с родных земель в результате армянской агрессии, взял на себя такую миссию, как оказание помощи и поддержки слаборазвитым странам. Самый последний пример - это оказание помощи сомалийцам. И это не конец. Мы сейчас рассматриваем другие варианты оказания помощи слаборазвитым странам в дальнейшем.
Азербайджан оказывал помощь государствам, пострадавшим от природных катаклизмов. То есть, эта процедура уже налажена. Более того, в министерстве иностранных дел создано специальное управление, которое дает оценки рискам и осуществляет соответствующие программы гуманитарного характера.
И естественно, Азербайджан, как достойный член международного сообщества, будет продолжать наращивать приоритеты в этом направлении.
- Как Вы оцениваете роль Азербайджана в обеспечении международной и региональной безопасности, в том числе энергетической безопасности в современном мире?
- Если говорить об энергетической безопасности, то основная часть, конечно, это поставки энергоресурсов. Трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан сыграл и продолжает играть серьезную роль в энергетической безопасности. Сейчас идут поставки нашего газа в Турцию, Грузию, Россию, Иран и Грецию, и это тоже достаточно серьезный фактор. И ЕС в этом вопросе проявляет серьезный интерес. В этом контексте Азербайджан будет продолжать свои действия. Потому что это тот случай, когда интерес взаимный.
Огромную роль также будет играть железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, которая соединит Восток с Западом через территорию Азербайджана и даст серьезный толчок развитию экономики, будет играть колоссальную роль и для региона.
К сожалению, в связи с конфликтом с Арменией, железная дорога, которая существовала со времен царской России и соединяла северную часть Европы через Россию и Азербайджан с Персидским заливом через Иран разрушена.
Сейчас добраться до Персидского залива можем только через Среднюю Азию, не самым коротким путем. Иранская сторона взяла на себя обязательство построить железную дорогу от Решта до Газвина и Астары, мы будем строить участок Астара (Азербайджан) - Астара (Иран).
Баку-Тбилиси-Карс через территорию Турции может соединиться со знаменитой железной дорогой Берлин-Багдад, то есть мы выходим на город Басру. Эта тема обсуждалась на встречах с главами МИД стран Персидского залива.
(2 Голосов)