Если говорить о невербальном выражении грузинской души, то национальные танцы лучше всего раскрывают грузинский характер- нежность женщин и мужественность грузинских воинов, красиво и грациозно повествуют нам о Грузии. О современном грузинском танце и своем опыте «lazare.ru» рассказал бывший солист известных грузинских ансамблей, а ныне хореограф молодого ансамбля «Иверони» г-н Каха Мчедлидзе.
– Я танцую, сколько себя помню. Мне было четыре года, когда родители отдали меня в танцевальный ансамбль. После окончания студии я впервые почувствовал вкус сцены. Незабываемое ощущение выступать на концертах и с помощью языка тела рассказать богатую историю своего народа. Счастлив, что в 14 лет уже танцевал в профессиональном ансамбле. После службы в армии два года в «Эрисиони», а 9 лет в Национальном балете Грузии им. И. Сухишвили. Потом уже взялся за хореографическую деятельность и создал детский ансамбль танца «Иверони», ставший к сегодняшнему дню профессиональным. У нас также есть детский ансамбль, который недавно на Международном конкурсе фольклорного танца в Турции занял третье место.
– Сколько стран принимало участие в этом конкурсе?
– Участвовали ансамбли из 28 стран, большинство из них государственные. Среди лидеров сразу же назвали Россию, ансамбль им. Орджоникидзе из Осетии и моих детей, которым по 14-15 лет. Меня обрадовало и удивило, насколько все участники были высокопрофессиональные, с большим опытом работы на сцене в отличие от моих детей, делающих первые шаги на сцене. Танец 7-летнего Георгия Мчедлишвили так понравился мэру города, что после выступления, он посадил его рядом с собой в зале. В Самсуне каждой стране отдавалось по 15 минут для представления и мы достойно смогли поведать зрителям историю прекрасной страны – Грузия. Днем проходило уличное шевствие, с флагами Грузии и возгласами «Да здравствует Грузия» за нашей делегацией шло много людей. что давало возможность еще лучше представить свою страну. . На заключительном концерте в Турции станцевали Мтиулури, что вызвало всеобщее восхищение.
– Это был первый международный конкурс вашего коллектива?
– Нет, с международного фестиваля во Франции в 2004г. мы привезли гран-при. Нам передали и денежное награждение. Получили призы от мэра города и самого фестиваля. Наш ансамбль пока молодой и не имеет достаточного опыта участия в фестивалях. В Польше в 2003г. заняли первое место. В основном до этого выступали в Грузии, но планируем гастроли за рубежом.
– Грузинский танец любят во всем мире. Что определяет его успех среди иностранцев?
– Сложность элементов не может оставить равнодушным никого. Преимущество наших танцев как раз в разнообразии характеров каждого из них, у каждого есть свой наряд, совершенно отличающиеся друг от друга танцевальные движения. Но в основном иностранцам нравится Хоруми (танец грузинских воинов).
– В мире все постоянно модернизируется, меняется и грузинский танец, что грузинский зритель не всегда воспринимает доброжелательно и часто критикует тот же ансамбль Сухишвили...
– Этот ансамбль всегда на один шаг опережал всех. Если посмотреть на хореографию 20-летней и 50-летней давности, то почувствуем огромную разницу. Танец должен развиваться, но мы не должны забывать наш ахалухи и наши элементы, все то, что принесло успех грузинскому танцу. Их потеря - уже преступление. Мы не имеем права подражать кому-то, но можем улучшать формы в том или ином элементе танца. Тем более, что грузинский танец позволяет фантазировать бесконечно.
Национальный балет Грузии Им. Сухишвили – и его само название обязывает развиваться. Он качественно делает то, на что имеет право, а точнее - развивая танец в классическом стиле, усложняет его элементы. Аса-party рассчитан на молодежь, ходящую на дискотеки, где у нее благодаря этому проекту Сухишвили появляется возможность танцевать в современном стиле, допустим не африканские и восточные танцы, а грузинские. Это ложится на формат дискотеки, но не танцуют в Филармонии . Мы должны смотреть на прогресс с положительной точки зрения.
– У вас была возможность работать как в «Эрисиони» так и «Сухишвили». О какой существенной разнице между этими двумя профессиональными ансамблями можете поговорить?
– «Эрисиони» – Национальный, фольклорный ансамбль и также, как «Рустави» развивает фольклор. По-моему, они достойно занимают свои места. И мы должны радоваться, что в нашей стране есть такая сокровищница. У каждого из этих ансамблей своя школа и мне, как профессионалу, работа в них дала очень многое. однако, должен признаться, самая высокая школа, конечно, Сухишвили. Я взял из этих ансамблей самое лучшее и уже в преподавательской деятельности пытаюсь использовать накопленный опыт.
– Для зрителя, пришедшего на концерт, в танце есть три основных компонента: сложность элементов, музыка и костюм. Какие еще составляющие части грузинского танца Вы, как профессионал, можете назвать?
– Конечно форма, характер, элементы танца - главное. Мне грустно, когда люди несправедливо обвиняют нас в подражании Riverdance. Я с фестивалей помню, как они танцевали с руками за спиной по кругу и линиям и в каждом танце одинаково сгибали колени. Сейчас в их танце уже видим разные переходы, опускаются и вертятся на коленях так же, как мы делаем в Мтиулури или Казбегури (танцы горцев). Выходит, что они нам, а не мы им, подражаем. Когда на международной сцене стоял Сухишвили, кто тогда знал об Riverdance? В советское время притом, что существовал ансамбль Моисеева, преимущество отдавалось нашему национальному балету. Это говорит о многом. Мы не вправе осуждать этот ансамбль. И наоборот должны гордиться, что он у нас есть. Я танцевал в других очень хороших ансамблях, но всегда мечтал попасть к Сухишвили. Был счастлив, что танцевал при жизни Нино Рамишвили. Она была великим профессионалом и личностью.
– Ходит много слухов о ее строгости…
– А как без строгости можно управлять огромным ансамблем? Но свою нежность и теплоту она вдвое больше отдавала всем вне репетиций в личном общении. Мамидой (родной тетей) мы называли ее за то, что она была стеной для ансамбля и спиной каждому из нас. Она всегда могла прийти на помощь и подсказать, как правильно поступить в той или иной ситуации.
– В хореографическом ансамбле есть солисты и танцоры общих сцен. В таком коллективе дружба возможна?
– Танцоры массовки, конечно, завидуют солистам, но если человек танцует в Сухишвили, то он уже солист. Танцевать в Сухишвили - это статус. Сухишвили все время на высоте, потому что руководство не щадит и не дает поблажек никому. Каждый его член всегда должен находиться в хорошей форме и не расслабляться, если не хочет потерять свое заслуженное место.
– Репетиции были очень жесткие?
– Не знаю, как сейчас, но не сомневаюсь что Илико и Нино верны традициям. Но насколько все это было сложно, настолько было и приятно. Я по сей день живу по тому режиму. Утро начинать с приведением в порядок себя, думать о деле, ответственности и времени. Хорошие привычки сохранил с тех времен.
– Г-н Теймураз Карухнишвили – автор дисков: «Двадцать веков христианства в Грузии» и «Сыны Иверии вместе устремимся к Господу» – всегда поддерживал «Лазарэ» с первых дней создания этой организации. А сейчас по его инициативе вышел диск с великолепной патриотической песней вашей сестры «Ты есть грузин» и танцем «Иверони». Можете сказать несколько слов об этом тандеме?
– Г-н Теймураз великий патриот своей страны, что всю свою жизнь доказывает своими делами. Работая в Посольстве Грузии в РФ советником, он много общался с грузинской диаспорой и знает о жизни и проблемах мигрантов все. Я рад, что мне посчастливилось работать с ним и внести свой маленький вклад в этот проект. Что касается моей сестры, Циури блестяще исполняет эту песню, и я это говорю не потому, что она моя сестра. И Грузии нужна была эта песня. Циури не может смотреть на песню поверхностно, все принимает близко к сердцу. Она с нуля создавала фольклорный ансамбль «Иверони» и всем уже известно, в какой хорошей форме сейчас этот коллектив. Также она руководит ансамблем «Зареби» (колокола), она была и является дирижером ансамбля «Алило», куда ее пригласил Гурам Тамазашвили. К сожалению, этой личности уже нет с нами, но ансамбль существует не смотря на множество трудностей благодаря энтузиазму и высокому професионализму Циури. Человек должен радоваться творчеству и его голова в ансамбле не должна быть забита мелкими административными проблемами. Посмотрим, сколько они смогут продержаться, но надеюсь, что кто нибудь возьмет их под патронаж Это необходимо, если хотим, чтобы существовали грузинское искусство и душа в народном танце и пении. Циури в основном сотрудничает с патриархией. В диск композитора Мераба Мамулашвили вошло много ее песен в том числе песня о нашем Католикосе-Патриархе.. Как говорит архимандрит Шио, у нее не обычный , а божественный голос. Циури прошла много школ, пела в капеллах, была солисткой мюзиклов Александра Басилаия. Но для реализации своих возможностей, ей нужна финансовая поддержка.
– Что в этом случае лучше, чтобы продюсером был грузин или иностранец?
– Конечно, лучше когда грузинское искусство финансирует грузин. Но состоятельные грузины предпочитают вкладывать деньги в другие бизнесы. Больший интерес проявляют иностранцы. Я согласился поработать с ансамблем «Самаиа», продюсером которого был Жордан Паскаль, он раньше сотрудничал с «Эрисиони». Но через год наши пути разошлись, потому что мы смотрели на искусство совсем по-разному. Имея финансы, он диктовал свои правила, следуя которым, я должен был переступить через грузинский танец, забыть традиции, что было для меня неприемлемо.
– И в чем проявились эти разногласия?
– Начиная с поведения, танца и наряда. Многое вызывало во мне возмущение. Он считал, что главное финансы, но думаю, сейчас понял свою ошибку. Сегодня мы по разные стороны, я занят своим делом и не знаю, чем он и его ансамбль занимаются. Но уверен в одном, из-за амбиций отдельных людей не должен страдать грузинский танец.
– Ваша супруга тоже танцевала в Сухишвили. Насколько комфортно, когда вся семья занимается грузинским фольклором?
– Грузинскими танцами занимаются моя 16-летняя дочка и 11-летный сын. А моя супруга сейчас руководит вместе со мной ансамблем. А в свое время мы с женой танцевали вместе, и этот период мы оба вспоминаем с большой теплотой.
–комфортно ли это- иметь на работе семью и в семье работу?
– Когда семья занята одним делом, понять друг друга, конечно, намного легче. Есть общие интересы, все любят одно дело и готовы ему служить. Мы бесконечно готовы говорить о своих планах на будущее, советуемся, как сделать лучше постановку танца.
– Мы можем поговорить о планах на будущее?
– Представители разных стран и ансамблей в Турции делали нам много предложений. менеджеры шоу-бизнеса взяли координаты и материалы. Планы есть, но заранее не хочу говорить. Впервые «Лазарэ» нас прорекламировал, что нам было очень приятно. В этом году «Лазарэ» исполняется пять лет и наверно наши ансамбли танца и песни примут участие в этом юбилее. Потому что хорошее дело люди должны поддерживать. Примем участие не только из-за юбилея, а потому что «Лазарэ» своими патриотическими и добрыми делами достойно представляет интересы Грузии и такому примеру должны следовать другие коллективы.
– Что вы можете пожелать грузинской молодежи живущей за границей?
– Не забывать свою историческую родину, традиции. Помнить, откуда они, и если есть какая-нибудь возможность, лучше осуществить свои планы в Грузии, но хорошо, что и за границей у нас есть такая сила в лице грузинской диаспоры. Когда я слышу что грузин, на чужбине смог достичь успеха, стал известным и заменитым, я этим всегда очень горжусь как Грузин. Желаю всем успеха. Наша страна нуждается в хороших специалистах, творческих людях, ремесленниках, поэтому возвращаетесь на историческую Родину. Грузия ждёт вас!
Беседовала: Лонда Кварацхелиа, собкор "lazare.ru"
См. муз. клип "Ты есть Грузин" здесь...
(2 Голосов)
Комментарии
я придерживаюсь аналогичному мнению
RSS лента комментариев этой записи