Чиновники Еврокомиссии по энергетике в недрах своих кабинетов разработали очередной документ, который, по их мнению, отражает приоритеты энергетической политики Европы на ближайшие 20 лет и нацелен на адаптацию ЕС к вызовам XXI века.
Он представляет собой список приоритетных коридоров транспортировки газа, нефти и электроэнергии в Евросоюзе.
Представляя этот документ, еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер назвал эффективную энергетическую инфраструктуру ключевым элементом в достижении энергетических целей. Во главу угла энергетической безопасности Евросоюза помимо диверсификации путей получения энергоресурсов положена более конкретизированная, но уже давно известная программа «20х20х20», которая предусматривала, что к 2020 году Евросоюз сумеет сократить до 20% выброс вредных веществ в атмосферу, повысить долю возобновляемых источников в общем балансе потребления энергоресурсов до 20%, а также повысить уровень энергоэффективности на те же 20%.
В области электроэнергии Еврокомиссия приоритетными назвала такие транспортные коридоры, как энергосистемы в открытом море, построенные в северных морях, и их сообщение сетями с Центральной и Северной Европы. Это предполагает преобразование ветряной энергии в электрическую на электростанциях, размещенных на плавучих или стационарных платформах в море.
Ожидается, что этот коридор позволит сберегать электроэнергию, вырабатываемую на гидроэлектростанциях в Альпийских горах и северных странах ЕС.
В качестве приоритетов названо также создание дополнительного сообщения с Юго-Западной Европой, нацеленное на транспортировку электроэнергии, производимой ветряными, солнечными и гидроэлектростанциями.
Очередным приоритетом считается объединение энергосистем Центрально – Восточной и Юго-Восточной Европы, которое будет способствовать укреплению региональной инфраструктуры, а также интеграции Балтийского энергетического рынка в общеевропейский.
Если приведенные приоритеты нацелены на использование возобновляемых источников электроэнергии, то последующий одновременно решает и политическую задачу, заключающуюся в переводе энергосистем бывшего восточного блока на европейские нормы и требования по их эксплуатации. Тем самым устанавливается граница даже между энергосистемами ЕС и Россией.
Следует отметить, что электроэнергия, вырабатываемая из возобновляемых источников, обладает малой плотностью при высокой стоимости, вследствие чего во многих странах цены на нее дотируются из средств бюджета.
В газовом секторе приоритетом назван так называемый «Южный коридор», нацеленный на поставки газа из региона Каспийского моря на Европейский рынок. Он должен решить задачу диверсификацию поставок газа в страны ЕС в обход России. Безусловно, главная роль здесь отводится проекту «Набукко», который должен быть готов к 2017 году, то есть моменту начала промышленной добычи газа в рамках Стадии - II проекта «Шах - Дениз». По необъяснимым причинам ЕС считает Азербайджан основным поставщиком сырья в газопровод «Набукко», хотя руководство республики однозначных гарантий на этот счет не давало.
Используемое понятие диверсификации давно уже заставляет по многим причинам сомневаться в искренности ЕС. Если вещи называть своими именами, то здесь явное желание добиться получения дешевого по сравнению с российским природного газа из региона Центральной Азии. Пожалуй, это единственный случай в мировой практике, когда не страна, добывающая газ, а потребители на свой страх и риск строят трубопровод практически в никуда. Здесь больше "отдает" политикой, потому что об экономических выгодах, которые данный проект должен приносить производителям, говорится весьма туманно.
В целом же страны ЕС, участие которых предполагается в Южном коридоре имеют весьма проблемную экономику, изъяны которой продемонстрировал нынешний вялотекущий кризис.
И наконец, далее в списке идет так называемый Северный коридор поставок газа в Европу. Коридор Север – Юг в Европе нацелен на устранение внутренних барьеров и создание возможностей для эффективного использования поставок газа из-за пределов ЕС.
В Европе существуют следующие коридоры для поставок газа:
- Северный коридор из Норвегии
- Восточный коридор из России
- Средиземноморский коридор – из Африки
- Западный, использующийся в основном для поставок сжиженного газа.
Модернизация этого коридора необходима потому, что поставки газа в рамках проекта Северный поток, берущего начало в России, становятся объективным фактом. А поставки газа в ЕС по последнему будут осуществляться параллельно с норвежскими в Германию. В условиях падения добычи газа в Норвегии поставки из России будут только стабилизировать устойчивую работу этого коридора, равно как, и удовлетворять растущий спрос на него в западноевропейских странах.
На реализацию этих приоритетов в рамках вышеуказанной программы «20х20х20» Евросоюз готов потратить 200 млрд. евро, ожидается, что еще 100 млрд. евро поступит от частных компаний и из бюджетов отдельных государств.
Как видим, российским партнерам не удалось провести проект «Южный поток» в список приоритетов европейской энергетической политики. Это означает, что в дальнейшем его реализация, особенно в сухопутной части, будет сталкиваться с противодействиями со стороны Еврокомиссии.
Конечно, в условиях хрупкого восстановления экономик и быстро меняющейся геополитической ситуации, возможно, что ЕС не сможет реализовать обозначенные приоритеты полностью. На сегодняшний день более актуальной задачей для ЕС может стать сохранение единства Еврозоны и проблемы долгов ее некоторых стран. Ведь решение этих задач требует не меньшего количества денег и социальной стабильности в обществе.
Чингиз Велиев
(2 Голосов)