Народный артист СССР (1981)
Народный артист Грузии (1972)
Лауреат Государственной премии Грузинской ССР им. К. Марджанишвили (1975, за роль Кваркваре Тутабери в пьесе Поликарпе Какабадзе)
Лауреат Государственной премии СССР (1978, за роль в спектакле «Кавказский меловой круг»)
Государственная премия Грузинской ССР им. Ш. Руставели (1981, за роль в спектакле «Ричард III»)
Герой Социалистического Труда (1988)
Правильный выбор
Рамаз Григорьевич Чхиквадзе родился 28 февраля 1928 года, в городе Тбилиси. Музыкальные таланты Рамаза Чхиквадзе были заложены в нем генетически: дедушка его был выдающимся специалистом по грузинской фольклорной , отец и мать были профессорами консерватории. Таким образом, будущая звезда грузинского театра и кино с пеленок вкусил семейные музыкальные традиции, и голос его, даже будучи еще профессионально не обработанным, был поставлен самой природой.
После окончания школы Рамаз Чхиквадзе долго колебался, в какой вуз ему поступить - в консерваторию или театральный. Театральный победил! Это был Тбилисский театральный институт им. Шота Руставели.
Начало творческого пути
Творческая биография Рамаза Чхиквадзе началась рано. В период студенческих лет профессор, руководитель курса, первый в Советском Союзе отважился поставить на институтской сцене «Семью» Попова, об отроческих и юных годах Ленина, очень смелый эксперимент. Сам факт постановки этой пьесы сегодня, безусловно, не вызывает положительных эмоций, но это та история, на фоне которой развивался и шлифовался талант будущего актера, и обойти ее было бы безрассудно.
Разрешить студенту третьего курса, в то время, сыграть образ «вождя мирового пролетариата» выглядело кощунственно, и очень смело. В те времена всего два-три актера в стране на это имели негласное право: Штраух, Щукин... Мюфке – вот, пожалуй, и все...
Когда режиссер поручил роль Ленина Рамазу Чхиквадзе, все были шокированы: красавчик, с тяготением к легкому жанру... немыслимо! Но когда в III акте на сцену стремительно вышел «возмужавший Ленин» в черном пальто нараспашку, в черном галстуке в белую горошину, зажатой кепкой в руке, приветственно поднятой вверх, зал стоя устроил студенту бурную овацию. Так узнаваем был этот, на мгновенье замерший – живой монумент...
Да! Это было признание! Труднейшая задача была выполнена с честью!
Театр
Рамаз Чхиквадзе - блестящий представитель грузинской актерской школы: артистическое обаяние, яркая творческая индивидуальность актера влекли на его спектакли публику. Он никогда не был обделен вниманием зрителей и критики. Все роли актера на сцене Государственного академического театра имени Шота Руставели, в труппу которого он пришел в 1951 году, становились яркими театральными событиями.
Счастлив актер, если на его творческом пути встречается режиссер-единомышленник, художник, эмоциональный настрой которого востребует ту или иную актерскую индивидуальность, совпадет с творческими стремлениями исполнителя. Таким режиссером стал для Рамаза Чхиквадзе на сцене театра Роберт Стуруа.
В сотрудничестве двух выдающихся мастеров родились шедевры руставелевской сцены - Аздак и Ричард III в прославленных спектаклях «Кавказский меловой круг» и «Ричард III». Этими образами восхищались зрители Германии и Великобритании, Греции, Италии и Швейцарии, Мексике и Австралии.. Сегодня уже история театра: роль Леандро в «Испанском священнике» и Милорадо в «Докторе философии», образ Мекки-Нож в «Трехгрошовой опере», Виктор в «Иркутской истории» и Коса в «Чинчраке».
Кино
Менее востребованным Рамаз Чхиквадзе оказался кинематографом. И все-таки первая же роль в кино - Шота в популярнейшей по сию пору «Стрекозе» Сико Долидзе значительно пополнила ряды поклонников артиста, стала свидетельством его несомненной музыкальной одаренности. От фильма к фильму становилась более филигранной техника, росла исполнительская культура, мастерство импровизации. «Каждая роль, собственно, делается из таких материалов - твое сердце, твои нервы, твои боли, твои ошибки. Сочетания всех этих вещей создают образ, который находит отклик», - жизненное кредо актера.
Актер прекрасно танцевал, легко и изящно шутил, в совершенстве владел техникой речи и музыкальным речитативом, а его беспредельная юношеская привлекательность завораживала и околдовывала сама по себе...
Рамаз Чхиквадзе оказался прелестным и комедийным актером. Его образы, созданные в комедиях «Городок Анара», «Дюма на Кавказе», «Страховой агент», «Комедия ошибок», и, конечно же, «Официант с золотым подносом», запомнились зрителям надолго.
А вот роль Луки в картине Резо Чхеидзе «Саженцы» стала несомненной творческой победой артиста. Тогда актеру едва минуло сорок, но он был столь убедителен в образе убеленного сединой старика, что на восьмом международном кинофестивале в Москве удостоился приза за лучшее исполнение мужской роли.
Существо актера Рамаза Чхиквадзе было многогранно, сильный творческий интеллект оригинален, способность к перевоплощению безгранична… Актер создал галерею трагических образов в кинодрамах: «Санта Эсперанса», «Закат», «Аши – кериб».
Менялись исторические периоды, как сценические костюмы, — пятидесятые, оттепель, застой, перестройка, но о Рамазе Чхиквадзе всегда говорили: «наш современник». Диапазон фильмов с участием артиста колебался от социального фарса до великих исторических событий – «Победа», «Древо жизни», «Грузинская хроника Х1Х века», и, бесспорно, роль Сталина в киноленте «Путешествие товарища Сталина в Африку».
Актер, человек, гражданин!
Когда говорят о таком явлении в искусстве, как актер Рамаз Чхиквадзе, - можно начинать с любой точки его богатой биографии, ибо отовсюду высвечивается личность актера, человека и гражданина. Какой Рамаз Чхиквадзе актер – известно всем, какой же он человек – знают родные, друзья, близкие люди, какой гражданин Рамаз Чхиквадзе – публично проявилось совсем недавно, когда решалась судьба родины – быть или не быть ей свободной, достойной, уважаемой... В час великого народного испытания он с тяжелым сердечным приступом сбежал с больничной койки, чтобы быть вместе с народом и подать свой голос за обновленную Грузию!
(0 Голосов)