Хотя после недавних событий в Южной Осетии железнодорожное сообщение между Арменией и Грузией возобновилось, развернувшиеся бурные процессы в регионе свидетельствуют о том, что, если наша страна будет уповать на ограниченные коммуникационные возможности, то она может оказаться перед серьезными проблемами.
28 августа, сразу же после признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, Грузия разорвала с Москвой дипломатические и другие отношения. Тбилиси не только прекратил какое-либо сообщение между двумя странами, но и отказался выполнять свои обязательства в рамках Международной организации гражданской авиации (ИКАО), а именно, предоставлять российским авиакомпаниям возможность совершать рейсы в Армению через грузинскую территорию.
В последние дни российские самолеты из Волгограда и других городов летают в Армению через воздушное пространство Азербайджана, чем последний сегодня пытается воспользоваться.
В бакинской прессе уже поднялась волна протестов, однако власти Азербайджана заявляют, что Ереван разрешает полеты в Нахичевань через свою территорию, поэтому они не могут чинить препятствия российским самолетам, летающим в Армению. После признания независимости Южной Осетии и Абхазии Россия оказалась перед реальной угрозой изоляции своего стратегического партнера – Армении. Более того, надо еще вывести из блокады дислоцированную в нашей стране российскую военную базу, в чем не заинтересованы ни Грузия, ни Азербайджан.
Угроза изоляции Армении может еще более возрасти, если подтвердятся упорно муссируемые в последнее время в зарубежной прессе сведения о нанесении этой осенью Израилем при поддержке США ударов по иранским ядерным объектам. В этом случае Армения фактически может оказаться в полной военно-политической блокаде, поскольку будут перекрыты все пути обеспечения обороны нашей страны. В лучшем случае, до начала зимы через Грузию можно будет завезти необходимое количество бензина, дизельного топлива и зерна, об остальном же нам придется позаботиться самим.
Однако и в этом случае наша страна не будет чувствовать себя полностью обеспеченной. Дело в том, что после недавнего российско-грузинского военного столкновения, в Грузии стали косо поглядывать на наше тесное военно-политическое сотрудничество с Россией. При каждом удобном случае грузинская пропаганда напоминает Москве о транспортно-коммуникационной зависимости от Грузии Армении. «Кремль проигнорировал даже то обстоятельство, что, при желании, Грузия могла применить экономические санкции против его ближайшего партнера Армении, причем, тогда, когда русские сами подливали масла в огонь», - пишет на страницах «Джорджиан таймс» некто Фридон Дочия. Зачастую подобные напоминания принимают форму откровенного давления, проявляемого в виде задержек железнодорожных составов, направляющихся в Армению.
А тот факт, что это политическое давление, подтверждает та же публикация в «Джорджиан таймс» под заголовком «От блокады Армению спасли «Лукойл» и «Ромпетрол». Ее автор детально изучил все компании, осуществляющие поставки энергоносителей в Армению, и выяснил, что часть из них имеют российское происхождение. Причем, он также установил, что поставки по маршрутам Бургас-Поти и Румыния-Батуми осуществляют компании «Лукойл» и «Ромпетрол», а получателями грузов являются министерство обороны РА и компания «Флеш».
Вся эта опубликованная грузинским журналистом информация попала и на страницы азербайджанской прессы, активно обсуждающей вопрос о том, как можно помешать осуществлению этих поставок.
Независимо от того, является эта публикация следствием простого любопытства или Фридон Дочия получил соответствующий заказ от азербайджанской стороны, она предупреждает Армению о том, что наша страна окажется без бензина и дизельного топлива, если прибегнет к шагам, нежелательным для Грузии.
Наша страна оказалась перед крайне сложной и опасной дилеммой. Наш стратегический партнер должен учитывать данное обстоятельство. Очевидно, что Армения – не Белоруссия и потому должна проявлять крайнюю осторожность. В свою очередь, Россия также предпринимает активные шаги, имеющие целью ускорить открытие армяно-турецкой границы. Пожалуй, именно этим можно объяснить появление в последние дни в прессе информации о том, что российские таможенники «задержали» около 10 тысяч турецких трейлеров. Не стоит забывать и о том, что Россия поставляет примерно 60 процентов потребляемого в Турции газа и 56,4 процента каменного угля.
Все это вынуждает Анкару проявлять предельную осторожность в своем отношении к последним грузинским событиям. Однако это уже не устраивает российскую сторону, ибо на кон поставлена судьба ее единственной на Южном Кавказе военной базы в Гюмри и связь с Арменией в целом.
Таким образом, новая преграда, вставшая перед Россией после признания независимости Южной Осетии и Абхазии, обернулась для Армении новым кольцом блокады, прорвать которое мирным путем можно только через Турцию. В противном случае, в регионе могут произойти непредсказуемые события.
|