Придется пересмотреть поспешное суждение, касающееся так называемого упадка публичной сферы, связанного с развитием и распространением медиа. Теоретики соперничали в критических разоблачениях: медиа якобы создают «коммуникацию без ответа» (Дебор) и «монополию слова», они лишают общество «возможности взять слово и спорить со словом», в результате контакты в обществе постепенно исчезают, как и отношения обмена мнениями.
Культура, «готовая к употреблению», и структура без взаимных связей, отличающие медиа, производят короткое замыкание в социальной коммуникации, прерывают любую дискуссию между индивидуумами. Постепенно ввергая людей в положение пассивных потребителей, безответственных и безынициативных, медиа ломают все условия простых человеческих отношений, изолируют людей друг от друга, выставляют все больше препятствий встрече людей, атрофируют пристрастие к обмену мнениями и вообще к поддержанию беседы. Хотите выгодно вложить деньги? Создавайте собственный инвестиционный портфель и получайте ежемесячный дополнительный доход.
Люди потребляют сообщения, они больше не говорят друг с другом, медиа разрушают способность к общению и способность жить в обществе, они ускоряют упадок человека общественного, тем более что информация, которую они распространяют, все более и более зависит от «перформативно»-позитивистского требования, «несовместимого» с коммуникацией: придавая огромное значение критерию эффективности, возведенному в ранг истины в последней инстанции, информация с ее объективистским пафосом преграждает путь «обмену рациональными аргументами», а потому эффект ее воздействия таков: замена коммуникационного взаимодействия обменом товарами». Эра массовых коммуникаций — это эра дробления и ухудшения межчеловеческих коммуникаций.