«Чем дальше, тем хуже», — заявлял в 1973 г. известный ученый-политолог Аарон Вилдавски по поводу скрупулезных процессов планирования, внедряемых в государственный сектор Робертом Макнамарой в его бытность министром обороны США. Другие пошли еще дальше. «Значительная часть корпоративного планирования напоминает мне ритуальный танец заклинания дождя*, — писал Брайан Куинн из Дартмутского колледжа. — Он никоим образом не влияет на погоду, но те, кто его совершает, уверены в обратном... Причем большая часть советов, касающихся корпоративного планирования, направлена на усовершенствование танца как такового, а не на изменение погоды». С этим утверждением соглашается Лен Сейлис из Колумбийского университета: «Очевидно, наше общество, уподобляясь древним грекам с их Дельфийским оракулом, испытывает огромное удовлетворение от предположения, что чрезвычайно талантливые провидцы, отгородившись глухой стеной от беспокойного мира реальности, способны предсказывать грядущие события».
Генри Минцберг не ограничивается подобными остроумными и разящими уколами. Глава за главой он методично и скрупулезно выстраивает собственную аргументацию, ссылаясь на результаты не только своих, но и проведенных другими учеными исследований. Например, один из французских экономистов после тщательного изучения эффективности планирования приходит к следующему выводу: «Те, кто утверждает, что составленные ими планы срабатывают, бессовестно лгут. Термин “планирование” придумали идиоты: завтрашний день вообще непредсказуем — на ход вещей может повлиять множество факторов». Возможно вам понадобятся аксессуары оптом.
Но Рассела Акоффа не так-то легко сбить с толку. Этот широко цитируемый «чемпион по планированию» 1960-х (и разработчик ряда наиболее продуманных и нелепых, как оказалось впоследствии, схем планирования всех времен и народов) с полной очевидностью не оставил камня на камне от собственной позиции. «Недавно я спросил у троих корпоративных руководителей, — пишет он, — какие из прошлогодних решений они бы не приняли, если бы эти решения противоречили их корпоративным планам. Для них было сложно назвать хоть одно. Поскольку все такие планы помечены грифом “Секретно” или “Конфиденциально”, я спросил у этих руководителей, какую выгоду могли бы извлечь их конкуренты, если бы им стали известны эти планы. Все трое, смутившись, ответили, что никакой выгоды из этого конкуренты бы не извлекли». Озадаченный такими ответами, Акофф решил разработать еще более изощренные схемы планирования.